Информационный портал
«Диспетчеризация и Телемеханика»
Информационный портал «Диспетчеризация и Телемеханика»
 
История Фирмы

СКБ «Газприборавтоматика» - Специальное конструкторское бюро по приборостроению, средствам автоматизации и телемеханизации магистральных трубопроводов - было создано 4 января 1960 года по приказу Главного управления газовой промышленности при Совете Министров СССР.

Специальное конструкторское бюро «Газприборавтоматика» можно назвать лидером технического прогресса в части автоматизации газовой отрасли СССР, так как оно фактически являлось первой специализированной организацией по разработке средств автоматики и телемеханики, по созданию и освоению промышленного производства средств автоматизации.

Специальное конструкторское бюро «Газприборавтоматика» с полным правом можно назвать школой подготовки высококвалифицированных специалистов и родоначальником многих ныне крупных организаций газовой отрасли. Сначала были сформированы группы инженеров и конструкторов в отделах СКБ «Газприборавтоматика» или на местах, потом они были преобразованы в конструкторские бюро или филиалы, а затем стали существовать как самостоятельные предприятия. Сюда относятся:
  • 1971 год. Харьковский филиал СКБ «Газприборавтоматика» (НИПИАСУтрансгаз )
  • 1972 год. Калининградский филиал СКБ «Газприборавтоматика» ( с 1993 года — ООО Фирма «Калининградгазприборавтоматика»)
  • 1972 год. Всесоюзный научно-исследовательский и проектный институт по автоматизированным системам управления в газовой промышленности («ВНИПИАСУГазпром»), далее ВНПО «Союзгазавтоматика», далее ОАО «Газавтоматика», ныне ОАО «Газпром автоматизация».
  • 1973 год. Саратовский филиал СКБ «Газприборавтоматика»
  • 1991 год. ЗАО «СовТИГаз»

15 декабря 1993 года СКБ «Газприборавтоматика» реорганизовано в Фирму «Газприборавтоматика», а 2 февраля 1999 года — в Общество с ограниченной ответственностью Фирма «Газприборавтоматика» или сокращенно - ООО Фирма «Газприборавтоматика», учредителем которого является головная организация ОАО «Газавтоматика» (ныне – ОАО «Газпром автоматизация»).

Очень часто используется аббревиатура названия нашего предприятия - СКБ ГПА, просто ГПА, а также СКБ.
История Московского СКБ «Газприборавтоматика» неотделима от истории развития газовой отрасли в нашей стране – в СССР, а затем в Российской Федерации. Изменения в структурной организации газовой промышленности приводили к изменениям и в истории нашего предприятия. Ретроспектива событий иногда помогает лучше понять и осмыслить происходящее сегодня.

КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
В 1835 году наступил новый важный этап в истории газовой промышленности России, был осуществлен переход от освещения помещений с помощью индивидуальных установок к организации централизованного газового освещения с созданием необходимой городской инфраструктуры.
В фондах Российского государственного исторического архива Санкт-Петербурга находится документ от 24 октября (12-го по старому стилю) 1811 года, свидетельствующий о создании «термолампы», первой отечественной установки для получения искусственного газа, сконструированной талантливым изобретателем Петром Григорьевичем Соболевским (1781-1841). По имеющимся сведениям, данный проект был рассмотрен и утвержден лично императором Александром I, однако его реализации помешало вторжение 24 (12) июня 1812 года войск Наполеона в Россию и начавшаяся Отечественная война 1812 года.

1946 год считается годом основания газовой промышленности в СССР, когда был осуществлен запуск в эксплуатацию магистрального газопровода «Саратов - Москва».

Поворотным моментом в строительстве магистральных газопроводов стало сооружение в 1944-1946 гг. газопровода «Саратов - Москва». Это была одна из самых первых послевоенных строек страны. На объекте ежесуточно работало около 30 тысяч человек, но и сам масштаб стройки был поистине беспрецедентен. От Саратова до Москвы строители вручную проложили 843 км газопровода диаметром 300 мм, преодолев 487 естественных и искусственных препятствий, включая 84 перехода через реки и каналы и 250 - через железнодорожные пути. В ходе этого строительства было возведено шесть поршневых компрессорных станций и вынуто более 3,5 миллионов кубов грунта. Новый, крайне нужный стране, газопровод протянулся по территориям Саратовской, Пензенской, Тамбовской, Рязанской и Московской областей. Завершение строительства позволило с 11 июля 1946 года начать широкую газификацию промышленных, коммунальных и бытовых потребителей Москвы. Первый саратовский газ в Москве приняла электростанция, расположенная вблизи Кремля, далее - столичные заводы, электростанции, дома москвичей. Новый газопровод «Саратов - Москва» ознаменовал собой коренной поворот топливной экономики страны, которая окончательно перешла от использования дров, угля и торфа к газу.

1960 - 1971 ГГ. СТАНОВЛЕНИЕ АВТОМАТИЗАЦИИ
Первым начальником СКБ «Газприборавтоматика» был назначен Гордеев Д.К., который возглавлял до этого конструкторский отдел Союзной конторы «Оргэнергогаз», на базе которого и было создано СКБ в 1960 году. Первым Главным конструктором стал Дулеев Е.М., который перешёл из Министерства приборостроения и средств автоматизации СССР (МинПрибора), и под его непосредственным руководством была создана первая программа конструкторских работ. Эта программа на много лет определила основные направления работ СКБ. Молодое предприятие уже в первый год существования создает продукцию – модификацию автоматизированной системы «Электра» для газоперекачивающих агрегатов с электроприводом. Связисты СКБ «Газприборавтоматика», обладающие высокой технической и интеллектуальной подготовкой, принимали участие во внедрении устройств линейной телемеханики на рубеже 50, 60-х годов, когда проходили испытания в Серпуховском районном управлении Московского управления магистральных газопроводов.
В первые два года существования СКБ «Газприборавтоматика» полностью сформировались основные подразделения СКБ, такие, как отдел систем цехового контроля и управления (СЦКиУ), отдел контрольно-измерительной аппаратуры (КИА), отдел систем телемеханики и автоматики (САиТ), отдел систем пневмогидроавтоматики (СПГА), отдел стандартизации и нормоконтроля. Специалисты пришли в СКБ из МинПрибора, из проектных организаций нефтяной промышленности, с предприятий военно-промышленного комплекса. Первоначально руководство СКБ располагалось в небольшом 2-х этажном здании в Девяткинском переулке, а отделы были разбросаны по различным районам Москвы. Функциональные задачи СКБ «Газприборавтоматика» распространялись не только на разработку и создание опытных образцов приборов, средств и систем автоматизации, но и на обеспечение их промышленного производства.

Одна из первых фотографий сотрудников СКБ «Газприборавтоматика».

Для этих целей, на основании приказов Главного управления газовой промышленности при Совете Министров СССР от 8 декабря 1960 года № 302 и СКБ «Газприборавтоматика» от 29 декабря 1960 года № 312, была создана дирекция строительства Калининградского экспериментального завода в городе Калининграде Калининградской области, директором назначен В.Шебалкин. Сферой деятельности СКБ «Газприборавтоматика» являлось участие в пусконаладочных работах по внедрению своих разработок на объекты. Для выполнения этой задачи в структуре СКБ «Газприборавтоматика» было создано монтажно-наладочное подразделение. В январе 1963 года в районе платформы Красный Строитель началось строительство экспериментального цеха для создания опытных образцов продукции. По ходатайству Главного управления газовой промышленности при Совете Министров СССР, в июле 1964 года, у СКБ «Газприборавтоматика» появился свой дом на Саввинской набережной, и постепенно началась концентрация конструкторских подразделений в одном месте.

В 1969 году произошла смена руководства – директором СКБ «Газприборавтоматика» был назначен Майоров М.М., главным инженером – Блохин В.Г. К этому времени, пройдя в кратчайший срок период становления и развития, СКБ «Газприборавтоматика» превратилось в активно действующую инженерно-конструкторскую организацию, располагающую основательной научно-технической, производственной и монтажно-наладочной базой.
В начале 70-х годов объёмы работ СКБ «Газприборавтоматика» значительно выросли, и было принято решение о создании филиалов СКБ «Газприборавтоматика» в Калининграде. В 1970 году появился филиал в Бухаре и Специализированное экспериментальное монтажно-наладочное управление. В октябре 1971 года был учрежден Харьковский филиал СКБ «Газприборавтоматика», реорганизованный в 1973 г. в Украинский филиал Всесоюзного научно-исследовательского и проектно-конструкторского института автоматизированных систем управления газовой промышленности — УФ ВНИПИАСУГазпром — Министерства газовой промышленности СССР. В дальнейшем на базе УФ ВНИПИАСУГазпром Приказом Министерства газовой промышленности СССР от 24.05.1979 г. №108-орг. был создан. До 1991 года институт был единственной в бывшем СССР организацией по автоматизации и телемеханизации магистральных газопроводов, длина которых составляла более 230 тыс.км. В этот же период времени в Саратове началось строительство Саратовского экспериментального завода.

С самого начала в СКБ «Газприборавтоматика» активизировалась исследовательская и изобретательская деятельность. Для обеспечения этой работы был создан информационный отдел. Успешно развивалось новое для газовой промышленности направление – пневмоавтоматика. В рамках МинПрибора уже в то время на Усть-Каменогорском приборном заводе выпускалась система логических пневматических элементов УСЭППА. В СКБ «Газприборавтоматика» в отделе систем пневмогидроавтоматики (сокращённо — СПГА) была разработана система логических пневмоэлементов «Янтарь», приспособленная к условиям газовой промышленности. Элементы системы «Янтарь» серийно выпускались на экспериментальном заводе в Калининграде. На этих элементах были построены агрегатные системы автоматики типа «Компрессор» для управления поршневыми нагнетателями 10 ГКНиМК-8 завода «Двигатель революции». Датчики давления с пневматическим выходом для этих систем также были разработаны в СКБ «Газприборавтоматика» в отделе контрольно-измерительной аппаратуры (КИА), так же, как и датчики температуры и измерители расхода. Надо отметить, что тематика СКБ «Газприборавтоматика» касалась буквально всех сторон развития газовой отрасли — и добычи, и транспора, и распределения газа. По всем этим направлениям велись исследовательские и опытно-конструкторские работы, в том числе и по разработке средств пневмоавтоматики. Буквально с первых лет в этом направлении проявили себя сотрудники СКБ: Майзель Л.М. – начальник отдела, Фролов В.Ф., Бакшт Р.И., Матвеев Ю.М. Под их руководством и непосредственном участии создавались системы удаления жидкости из скважин «Водоотвод», пневмоприводы, целый ряд систем защиты для газораспределительных станций типа «Защита». Создавались и очень сложные системы, такие как «Диспетчер», — система управления группой мотокомпрессоров.

В 1971-1972 годах СПГА была проведена уникальная работа по созданию и внедрению пневматического управляющего комплекса пневмотранспортной линии протяжённостью 8 км (Дзержинский порт-ЗЖБК4), по которой ещё в 90-х годах прошлого века перевозили инертные материалы. В 1971 году в СКБ были начаты работы по струйной технике. Идеологом этого направления был Белов В.В. Струйные логические пневмоэлементы были разработаны и доведены до серийного производства на Калининградском заводе. На их основе были разработаны системы автоматики защитные и управления запорной арматурой. У струйных пневмоэлементов был ряд преимуществ по сравнению с мембранными: контактность, быстродействие, малое энергопотребление, но широкого распространения в газовой промышленности они не получили.
В области телемеханики в 60-е годы создано первое поколение релейных систем диспетчерского управления: ТРДС, ТРДС-64 (макетный образец ТРДС удостоился демонстрации на международной выставке в Лондоне). А в 70-х годах: «Диспетчер-1», «Диспетчер-2», работавшие по телефонным каналам связи. Эти системы были инструментом диспетчера по контролю за состоянием только линейной части газопроводов.
1972 - 1990 ГГ. СТРУКТУРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ. ЭЛЕКТРОНИКА.
В 1972 году были проведены реорганизации. Разделение Мингазпрома на два министерства — Миннефтегазстрой и Мингазпром. 10 мая 1972 года в Москве основан Всесоюзный научно-исследовательский и проектный институт по автоматизированным системам управления в газовой промышленности, сокращенно «ВНИПИАСУГазпром». В июле 1972 года образовано ВНПО «Союзгазавтоматика» — всесоюзное научно-производственное объединение «Союзгазавтоматика» Мингазпрома СССР по автоматизации управления предприятиями газовой промышленности на базе «ВНПИАСУГазпром» и СКБ «Газприборавтоматика». В задачи Объединения входило организовать единую структуру процесса создания новых средств и систем автоматизации и автоматизированного управления, от научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ до ввода в эксплуатацию. Первым Генеральным директором ВНПО «Союзгазавтоматика» был назначен Александров А.В. Директором СКБ «Газприборавтоматика» назначен Блохин В.Г.

В феврале 1972 года по приказу Министерства газовой промышленности СССР за № 50 от 18.02.1972 года конструкторский отдел Калининградского экспериментального завода был реорганизован в Калининградский филиал Специального конструкторского бюро «Газприборавтоматика» (сокращенно — КФ СКБ «Газприборавтоматика»).

27 июня 1973 года был создан Саратовский филиал СКБ «Газприборавтоматика» для разработки и изготовления средств автоматизации газовых промыслов при Саратовском заводе «Саратовгазавтоматика». Саратовский филиал приступил к разработке и строительству Автоматизированной газораспределительной станции полной заводской готовности типа «Энергия». В то время это был новый подход к объектам распределения газа.

После перехода Блохина В.Г. в систему Миннефтьгазстрой, директором СКБ «Газприборавтоматика» стал Астахов В.А., после него Кузенко И.Т. С 1980 года СКБ ГПА возглавляет Белов В.В. Главным инженером назначен – Дятлов В.В. Это время начала внедрения вычислительной техники в создание систем автоматики и телемеханики.

К 1980 году в структуре ВНПО «Союзгазавтоматика» функционировали шесть научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро, в том числе СКБ «Газприборавтоматика», вычислительный центр, семь монтажно-наладочных трестов и управлений, три экспериментальных завода в городах Москва, Калининград (Калининградской обл.), Саратов.
К концу 80-х годов прошлого века ведущие позиции в автоматизации заняла электроника.

Все системы управления потоками газа, в конце концов, сводились к управлению запорной арматурой. В самом начале деятельности СКБ «Газприборавтоматика» был разработан электропневматический узел управления запорной арматурой ЭПУУ. В разных модификациях этот узел выпускается и сейчас Калининградским заводом. Для контроля положения запорного органа был разработан конечный выключатель ВКЭ, который также производится до настоящего времени. Работают эти приборы вместе с системами телемеханики. По мере увеличения добычи газа, роста мощности и протяжённости магистральных газопроводов, острее становился вопрос аварийной защиты участков газопроводов к локальным объектам, например КС. Эти задачи также решались в СКБ «Газприборавтоматика». С целью аварийного закрытия краны магистральных газопроводов оснащались специальными автоматами аварийного закрытия АЗК. Эти устройства реагировали на темп падения давления вблизи крана и приводили к закрытию крана. Подобное устройство было разработано в отделе контрольно – измерительной аппаратуры КИА под названием «Градиент». Но в аварийной ситуации нужен был автономный источник сжатого газа. Такой источник был разработан совместно с НПО «Алтай» — это низкотемпературный твёрдотопливный газогенератор. На его основе был создан комплекс «Галс-1», который по сигналу системы телемеханики независимо от состояния штатной системы обеспечивал закрытие (открытие) любого крана. Газогенераторы и комплексы выпускались серийно. Существовали и более сложные системы с применением твёрдотопливных газогенераторов «Кольцо», «Кадук». Они предназначались для защиты таких объектов, как компрессорный цех.

В 80-х годах было создано второе поколение средств телемеханизации на базе микропроцессорных систем: для газовых промыслов – система телемеханики «Старт-1» под руководством главного конструктора Штейнмана А.Р.; для линейной части магистральных газопроводов — «Телекон-1» и комплекс телемеханики «Магистраль-1» под руководством главного конструктора Короткова А.С. Система телемеханики «Старт-1» была первой разработкой, где пункт управления был организован на базе ЭВМ «Электроника-100/25» (это копия импортной машины фирмы DEC – «PDP-11/35») и имел унифицированный комплекс программ для реализации алгоритмов управления и контроля.

В 1984 году СКБ «Газприборавтоматика» переехало с Саввинской набережной в новый лабораторный корпус по адресу: ул.Газопровод, дом 4Д (ныне этот адрес сменился на ул.Кирпичные Выемки, д.3).
8 августа 1989 года Министерство газовой промышленности СССР преобразовано в Государственный газовый концерн «Газпром» (объединённое министерство нефтегазовой промышленности), который ведал поиском газовых месторождений, добычей газа, его доставкой и продажей. Главой концерна «Газпром» стал Виктор Черномырдин.
1991 - 1999 ГГ. ПЕРЕДАЧА ЭСТАФЕТЫ СССР-РОССИЯ
История предприятия – это часть большой истории нашей страны. В августе 1991 года произошел государственный переворот, в результате которого СССР с одним государственным строем превратился в Российскую Федерацию с другим законодательством и другой политико-экономической системой взаимоотношений. В 1991 году, в результате развала СССР, «Газпром» потерял часть своего имущества на территории бывших советских республик — треть трубопроводов и четверть мощности компрессорных станций. Переход страны на рыночные отношения повлёк за собой преобразование Мингазпрома сначала в Государственный газовый концерн, а затем, 5 ноября 1992 года, Указом Президента РФ «О преобразовании ГГК «Газпром» — в Российское акционерное общество «Газпром». 17 февраля 1993 года выходит соответствующее Постановление Правительства РФ. 1993 год можно условно считать началом нового этапа развития.

В 1991 году, на базе группы специалистов СКБ «Газприборавтоматика», была создана новая коммерческая организация ЗАО «СовТИГаз» (Современные Технологии Измерения Газа) для освоения производства вычислителей, которое специализируется на выпуске высокотехнологичной продукции в области измерения расхода и количества природного газа.
В 1993 году ВНПО «Союзгазавтоматика» реорганизовано в ОAO «Газавтоматика», Генеральным директором назначен Никоненко И.С. В марте 1994 года Калининградский филиал Специального конструкторского бюро «Газприборавтоматика» (КФ СКБ ГПА ) переименован в ООО Фирма «Калининградгазприборавтоматика».

В 1993 году директором СКБ «Газприборавтоматика» был назначен Рудницкий Г.А., который руководил предприятием до 2008 года.

Регуляторы давления, используемые в АГРС «Энергия», были спроектированы в СКБ. Но к 1972 году отдел автоматизированной запорно-регулирующей арматуры был расформирован. И, как выяснилось, напрасно. Незначительные (по объёму) работы по созданию арматуры (в основном запорной) велись в 70 и 80 годах прошлого века в СКБ «Саратовгазприборавтоматика». В начале 90-х годов прошлого века отношение к регуляторам параметров газа резко изменилось. В 1992 году было принято решение о производстве регуляторов давления с эластичным затвором по лицензии американской фирмы АМК. Организация производства была поручена СКБ «Газприборавтоматика». В 1994 году появились первые наши регуляторы этого типа, изготовленные полностью из отечественных материалов по заново разработанной нами технологии. Первые регуляторы были двух размеров с условным проходом 50 и 100 мм. Эксплуатация их началась в Крюковском ЛПУ Мострансгаза. Регуляторы очень сильно отличались от привычных, находящихся много лет в эксплуатации. Они были намного компактней и легче, меньше шумели, быстро реагировали при настройке. Но сомнения вызывал эластичный затвор. Не верилось, что одна резиновая деталь может заменить тяжёлые и прочные штоки, поршни, клапаны, а несколько узких щелей — большое и надёжное круглое седло. Время всё поставило на свои места. В 1997 году СКБ выпустило около 700 регуляторов двух типоразмерных рядов всех размеров: 50, 100, 150 и 200 мм. Вместе с производством велись конструкторские работы по модернизации регуляторов и разработке новых типов регуляторов управления.

В 1995-1996 годах специалистами СКБ «Газприборавтоматика» была завершена разработка нового поколения систем телемеханики - комплекс «Магистраль-2». Впервые в 1997 году новым оборудованием были оснащены контролируемые пункты магистральных газопроводов таких предприятий, как «Белтрансгаз» и «Кавказтрансгаз» («Газпром трансгаз Ставрополь»). В новой системе использована элементная база, а также принцип создания программно-ориентированных комплексов, работающих по стандартным интерфейсам с использованием специально разработанного программного обеспечения. Комплекс телемеханики «Магистраль­-2» наиболее полно отвечает требованиям разветвленных сетей газопроводов и газопроводов отводов, позволяет обслуживать большое количество технологических устройств по различным конфигурациям цепей с аналоговыми каналами связи и возможностью работы с использованием УКВ-радиосвязи. Система функционирует при температуре окружающего воздуха от -40 до 70 °С и имеет исполнение для работы на открытом воздухе и во взрывозащищенном исполнении. В разработке «Магистраль­-2» также учитывались уже сформировавшиеся к тому времени международные требования к системам телемеханики. Контрольный пункт телемеханики имеет встроенные источники бесперебойного питания, возможность сопряжения с различными цифровыми каналами передачи данных; элементная база обеспечивает максимальное быстродействие и точность измерений технологических параметров, имеет открытую, гибкую и прозрачную архитектуру, реализованную на базе стандартных протоколов и форматов передачи данных унифицированных интерфейсов сопряжения с первичным датчиковым оборудованием.
1999 - 2007 ГГ. НА ПОРОГЕ НОВОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ
В 1999 году Фирма «Газприборавтоматика», в связи с новыми формами собственности, была реорганизована в Общество с ограниченной ответственностью Фирма «Газприборавтоматика».

К концу 90-х годов Фирма «Газприборавтоматика» располагала уже набором модулей, из которых можно было собирать регуляторы различного назначения в соответствии с требованиями заказчиков. А заказчиками стали не только газовая промышленность, но и другие отрасли – энергетика, металлургия, коммунальное хозяйство. Это направление работ стало одним из основных в «Газприборавтоматике». Следующий шаг в развитии регуляторного направления работ – разработка и освоение производства регуляторов давления с дополнительными функциями (ограничение подачи газа потребителю, дистанционное управление) и блоков редуцирования. К настоящему времени сложилась система модулей (клапанов с эластичным затвором, регуляторов управления, вспомогательных устройств и соединительных элементов), которая позволяет производить устройства регулирования применительно к нуждам эксплуатации. Эта гибкость, возможность приспосабливаться к нуждам (порой сложным и противоречивым) потребителей и определила довольно широкое распространение в России и за рубежом наших средств регулирования.

В эти годы расширялись поставки нового комплекса телемеханики «Магистраль-2», постепенно происходила отладка технологий производства нового оборудования, развитие номенклатуры функциональных модулей аппаратуры согласно требованиям эксплуатации.
C 2008 ГОДА. РЕКОНСТРУКЦИЯ.
Время неумолимо бежит вперед. Наступила новая эра глобальной компьютеризации, Интернета, мобильных телефонов, требующая коренных изменений в технологиях разработок и производства, иного уровня оснащения приборами, станками и прочим оборудованием. К управлению предприятием пришли люди компьютерного поколения.

К настоящему времени сложились долговременные связи с проектными организациями, производителями ГРС И ГРП, горгазами, облгазами. А разработка новой техники продолжается. Накопленнный опыт эксплуатации регуляторов и блоков редуцирования позволяет перейти к разработке более сложных устройств – модулей редуцирования, работающих в автоматическом режиме, включая и программное управление. Ряд таких конструкций разработан и одна из них реализована – построен экспериментальный образец модуля. Это изделие может быть встроено в любую действующую ГРС при реконструкции или во вновь создаваемую. Компактность разработанного модуля позволит снизить себестоимость вновь создаваемой АГРС за счёт уменьшения размеров блока. Одним из элементов разрабатываемых модулей редуцирования является автономный источник электроэнергии, использующий потенциальную энергию редуцируемого газа – турбодетандерный электрогенератор. Экспериментальный образец такого генератора создан и в настоящее время проходит испытания. Это устройство сможет сделать ГРС независимой от внешних источников электроэнергии. Таким образом, начав с регуляторов давления, «Газприборавтоматика» переходит к новому классу устройств, которые вписываются в новые перспективные разработки ГРС и ГРП, где два основных направления работы Фирмы присутствуют как неразрывные составные части.

С 2010 года ООО Фирма «Газприборавтоматика» входит в состав холдинга ООО «Газпром центрремонт». В 2011 году ОАО «Газавтоматика» переименовано в ОАО «Газпром автоматизация».

В настоящее время ведутся масштабные работы по реконструкции нашего предприятия, чтобы оно соответствовало технологиям нового 21-го века.
1960-2007. РАЗРАБОТКИ СКБ «ГАЗПРИБОРАВТОМАТИКА».
СКБ «Газприборавтоматика» - пионер в области разработки технических и конструкторских решений по автоматизации технологических процессов в газовой отрасли. Подведем итоги.

Перечень наших разработок:
  • автоматизированная система «Электра» для газоперекачивающих агрегатов с электроприводом (конец 50-х, начало 60-х гг);
  • система логических пневмоэлементов «Янтарь» ;
  • система удаления жидкости из скважин «Водоотвод»;
  • «Диспетчер» — система управления группой мотокомпрессоров;
  • системы централизованного контроля и управления КС;
  • автоматизированные системы регулирования работы КЦ типа «Сатурн»;
  • система «Свеча» для контроля и управления установками комплексной подготовки газа;
  • твердотопливные газогенераторы;
  • система аварийного отключения компрессорной станции «Кодук-1»;
  • система автоматизации АГНКС «Рейс-1»;
  • вычислитель расхода заправляемого газа для АГНКС «Объем-1»;
  • измеритель плотности газа «Ротон-1»;
  • автоматизированная система «Электра» для ГПА с электроприводом;
  • система агрегатной автоматики «Элга»;
  • система «Компрессор» для газомоторных компрессорных установок;
  • датчики давления ДДП;
  • комплекс газонаполнительных колонок «Дебют»;
  • комплексы аппаратуры автоматического управления компрессорами, предназначенными для сжатия паров сжиженных углеводородных газов «Проток-1» и «Проток-2»;
  • определители расхода «Газомер» для ГРС;
  • система антипомпажной защиты «Зона»;
  • системы контроля уровня загазованности «Газ»;
  • системы телемеханики: ТРДС, ТРДС, Диспетчер-1, Диспетчер-2, Импульс-1, Импульс-2, «Импульс-1», «Импульс-2», «Магистраль-1», «Магистраль-2».

У разработок Московского СКБ «Газприборавтоматика» была разная судьба. Многие из них намного опередили развитие рынка спроса и, не будучи востребованными в свое время, были забыты. Ряд разработок СКБ по сей день эксплуатируется на магистральных газопроводах (системы телемеханики «Импульс-1», «Импульс-2», «Магистраль-1»). Более 1,5 тысяч контролируемых пунктов было телемеханизировано системами, разработанными СКБ «Газприборавтоматика». Сменяются поколения систем, выпускаемых Фирмой, но неизменными остаются 2 фактора успеха, основанные на многолетнем опыте и профессионализме наших специалистов, – лучшее понимание потребностей заказчиков и надежность наших изделий. Эти факторы и принесли нам лидерство в создании средств и систем автоматизации.
В ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С 1980 года каждое первое воскресение сентября ежегодно отмечается профессиональный праздник — День работников нефтяной и газовой промышленностипо Указу Президиума Верховного Совета СССР от 01.10.80 N 3018-X «О праздничных и памятных днях», в ред. Указа Президиума Верховного Совета СССР от 01.11.88 N 9724-XI «О внесении изменений в законодательство СССР о праздничных и памятных днях».

Это и наш профессиональный праздник!