Система телемеханики «Магистраль-21»

Система линейной телемеханики «Магистраль-21»

Назначение

СЛТМ «Магистраль-21» предназначена для обеспечения автоматического контроля и автоматизированного управления технологическими процессами и оборудованием производственных объектов линейной части магистральных газопроводов (ЛЧ МГ). Согласно Проекту автоматизации на базе аппаратуры СЛТМ «Магистраль-21» компонуется СЛТМ производственных объектов ЛЧ МГ, таких как: крановые площадки, объекты линейной части трубопроводов, узлы замера газа, узлы редуцирование газа, узлы запуска и приёма очистных устройств, узлы подключения компрессорных станций, объекты электрохимической защиты, переходы через железные и автомобильные дороги, удалённые объекты.

В состав СЛТМ входит:

  • пульт управления (ПУ);
  • центральный концентратор информации (ЦКИ);
  • концентратор информации (КИ);
  • контролируемый пункт (КП) ТМ;
  • сервисное устройство (СУ);
  • комплект запасных частей;
  • комплект инструментов и принадлежностей.

Функции СЛТМ «Магистраль-21»

  • телеизмерение значений технологических параметров;
  • телесигнализация состояния режима работы технологического оборудования и вспомогательных объектов;
  • управление технологическими объектами;
  • телесигнализация аварийных ситуаций;
  • передача информации и команд между пунктом управления диспетчера и технологическим оборудованием.

Технические характеристики

Как правило, контролируемый пункт СЛТМ «Магистраль-21» содержит один или несколько шкафов контроллера. Контроллер включает модуль центрального процессора и функциональные модули, реализующие необходимый функционал. Конструктивно контроллер реализован как электрически объединённые корзины с модулями формата Евромеханика, а также модули и блоки на дин-рейках. Отсутствие зажимных кабельных соединений в подключении модулей к шине контроллера увеличивает надёжность системы, упрощает монтаж и замену блоков.

Функциональные модули ввода-вывода обеспечивают ввод:

  • дискретных сигналов, типа сухой контакт с контролем целостности цепи;
  • аналоговых сигналов, 0-5 мА, 0-20 мА, 4-20 мА, 0-75 мВ, 0-100 мВ, 0-5 В, 1-5 В, 0-10 В, -10-10 В, 0-100 В с контролем обрыва цепи датчика;
  • частотных/импульсных сигналов с частотой до 250 кГц;

Модули обеспечивают вывод:

  • дискретный вывод типа сухой контакт (внешняя цепь 24В постоянного тока, 220 В переменного тока), коммутируемое напряжение 24 В постоянного тока;
  • Аналоговый сигнал 4-20 мА.

Выпускается специализированный модуль аналогового управления со встроенным ПИД-регулятором с тактом регулирования 1 мс.

Основные технические характеристики СЛТМ «Магистраль-21» приведены в таблице:

Наименование характеристики Показатель
Максимальное количество поддерживаемых направлений связи с КП ТМ 16
Максимальное количество КП ТМ на одном направлении 255
Максимальное количество сателлитных КП (УУО) в составе одного КП ТМ 15
Быстродействие при обмене данными между М21.КП и ПУ:
— для каналов связи с окончаниями RS-232, бит/с 300–115200
— для каналов связи с окончаниями RS-485, бит/с 300–115200
— для каналов связи с окончаниями Ethernet, Мбит/с 10-100
Быстродействие при обмене данными между М21.КП и сателлитными КП (УУО), бит/с 1200, 4800
Быстродействие при обмене данными между модулями, соединенных общей шиной в М21.КП, бит/с 57600
Максимальная длина линии связи между М21.КП и УУО, м

(*большая длина должна быть подтверждена расчетом: для выбранного сечения кабеля питания при расчетном потреблении нагрузки входное напряжение должно быть не менее 80 В)

2000 *
Минимальное время работы от источника резервного питания, час 72

Средняя наработка на отказ системы в целом и каждого канала ТИ, ТС, ТУ, ТР в отдельности при работе в нормальных условиях без учёта отказов датчиков — не менее 10 000 часов.

Среднее время восстановления работоспособности не более 1 часа без учёта времени доставки обслуживающего персонала с запасными частями, инструментом и принадлежностями к месту проведения работ.

Условия эксплуатации КП ТМ:

  • температура окружающий среды – минус 40 – плюс 70 ⁰С;
  • относительная влажность воздуха до 100 % при плюс 40 0С и более низких температурах с конденсацией влаги;

Срок службы СЛТМ «Магистраль-21» — 15 лет при условии своевременной замены составных частей и компонентов, имеющих меньший срок службы.

Программное обеспечение, используемое в СЛТМ «Магистраль-21» — «Комплекс программ «ЗОНД»» разработки ООО Фирма «Газприборавтоматика». ПО позволяет конфигурировать функционально и территориально распределённые системы.

Составные части СЛТМ стыкуются друг с другом по единому протоколу транзакционного типа, при этом стык возможен по каналам связи: с окончаниями RS-232, RS-485, по каналам тональной частоты, Ethernet, радиоканалу с использованием радиомодемов, сетям сотовой связи. ПТС СЛТМ имеют возможности интеграции с SCADA системами верхнего уровня по протоколам семейства Modbus и OPC.

Преимущества

Распространённость: Системы телемеханики производства ООО Фирма «Газприборавтоматика» более 30 лет успешно применяются на объектах ЕСГ. КП СЛТМ «Магистраль-21» могут интегрироваться в СЛТМ «Магистраль-1М», «Магистраль-2», «Магистраль-5» и «SupeRTU-4».

Импортонезависимость: Доля отечественных комплектующих – 94%.

Модульная конструкция:

  • удобство обслуживания;
  • ремонтопригодность;
  • расширенная диагностика;
  • масштабируемость.

Автономность: Наличие в составе энергонезависимых КП.

Взрывозащищённость: Взрывозащищённое исполнение сателлитных КП.

Простота интеграции СЛТМ в АСУТП: Программное обеспечение «Зонд» СЛТМ «Магистраль-21» поддерживает широкий круг протоколов обмена, в том числе стандартные протоколы: Modbus-RTU, Modbus/TCP и OPC DA 2.0.

Исполнение

M21.КП – стандартный контролируемый пункт в настенном, трехсекционном, с монтажной панелью, шкафу контроллера IP55 или напольном шкафу IP55, с устройством бесперебойного питания от ~220В или =24В. Линейка устройств бесперебойного питания (УБП) различной мощности в металлических шкафах IP55: УБП-05, УБП-07, УБП-09, УБП-21, УБП-21-01, УБП-21-02, УБП-21-03;

М21.КП-20 – малопотребляющий контролируемый пункт для применения на открытых площадках или под навесом для условий эксплуатации C3, с малым энергопотреблением, в приборном шкафу в блок-боксе или во всепогодном шкафу уличного исполнения, с возможностью питания от возобновляемого источника электроэнергии – солнечной батареи.

М21.КП-30 – автономный пункт контроля загазованности на базе комплекса «АСКЗП-АКТЕЛ», предназначенного для измерения концентрации природного газа (CH4) и устанавливаемого внутри полости корпуса, являвшегося элементом вытяжной свечи.

Комплект поставки

Изготовитель поставляет СЛТМ «Магистраль-21» в виде комплекса программных и технических средств, который представляет собой набор составных частей согласно Карте Заказа. Карту Заказа формирует Проектная организация согласно проекту автоматизации производственного объекта и согласует с Заказчиком и Изготовителем СЛТМ «Магистраль-21».

СЛТМ «Магистраль-21» имеет сертификаты (декларации) соответствия ТР ТС 004/2011, ТР ТС 020/2011.

Для измерительного элемента ИЭ-05Е свидетельство об утверждении типа средства измерения RU.C.34.004.F № 68961.